Как открыть кофейню: матчасть и рекомендации
Кофейни растут как грибы после дождя, и кажется, что запустить такой бизнес проще простого: достаточно купить кофемашину и сырье, нанять бариста. Однако в каждом бизнесе есть нюансы: от планирования и регистрации до выбора помещения, оборудования, определения ассортимента. Итак, будем разбираться, как открыть кофейню: с чего начать, где найти подходящее место, какой техникой закупиться.
Первый шаг — выбрать способ открытия
Если в планах получить уже готовую кофейную точку, значит, ее нужно купить. С готовым бизнесом вы получаете права на аренду помещения, мебель, оборудование, продукты. А еще прежний владелец может поделиться контактами поставщиков. Это удобно, так как остается только влиться в рабочий процесс, при необходимости переделать место под себя: докупить технику, сменить название, запустить рекламу.
Из минусов: новичкам не всегда удается понять, почему предыдущий владелец решил продать заведение. Причина может скрываться в низком трафике посетителей или в юридических проблемах.
Второй вариант — самому найти и арендовать место. В этом случае придется вложить немало средств и денег. Вот краткий список действий, как открыть кофейню с нуля:
- Арендовать или выкупить/построить помещение.
- Сделать ремонт.
- Купить технику, мебель.
- Найти поставщиков.
- Проверить, чтобы заведение соответствовало требованиям МЧС, санитарно-эпидемиологической службы, Роспотребнадзора — получить соответствующие разрешения.
- Заключить договор с МЧС, на вывоз мусора, на горячее и холодное водоснабжение, электричество.
- Получить паспорт безопасности, санитарные книжки для работников — и это еще не полный список документов, которые понадобятся для кофейного бизнеса.
Есть и общие требования, которые обязательны для любого заведения, независимо от его формата:
- Мощность электросети должна соответствовать суммарной мощности энергопотребителей (оборудования) + запас.
- В помещении должна быть приточно-вытяжная вентиляция, система канализации, водоснабжения, пожарная сигнализация.
- Должны быть предусмотрены места для отдыха сотрудников, хранения товаров, бытовой химии.
- Наличие туалета с раковиной и вытяжной вентиляцией — обязательное условие для заведений с посадочными местами. Для формата «кофе с собой» туалет не нужен.
А сколько стоит открыть кофейню с нуля? Все зависит от города и масштабов заведения. Например, небольшая точка в Москве обойдется в 500 000+ RUB.
Какой плюс у точки с нуля: вы все делаете под себя, можете выбирать локации и концепцию.
Второй шаг — зарегистрировать бизнес
Когда способ открытия выбран, нужно определиться с формой ведения бизнеса (самозанятость, ИП, ООО), системой налогообложения, а также подобрать код ОКВЭД, открыть в банке РС, подключить онлайн-кассу.
Форма ведения деятельности определяет ограничения для владельцев кофейни. В таблице указаны основные нюансы для каждого направления.
Самозанятые |
Индивидуальные предприниматели |
ООО |
|
Доход |
Не более 2,4 млн RUB в год. |
Привязан к выбранной системе налогообложения. |
Не ограничен. |
Сотрудники |
Нельзя нанимать. |
Количество сотрудников ограничено только системой налогообложения. |
Можно брать на работу любое количество работников. |
Ограничения |
Самозанятый должен сам обслуживать посетителей: варить кофейные напитки, готовить еду. Нельзя заказывать десерты/выпечку в пекарнях, продавать алкогольную продукцию. |
Запрещена продажа алкогольной продукции. |
Ограничения отсутствуют. |
Для большинства форматов с наймом сотрудников подходит регистрация ИП. В этом случае меньше налог, разрешено работать без бухгалтера. Зарегистрироваться в статусе индивидуального предпринимателя можно в налоговой службе по месту жительства, в МФЦ и даже через банк.
Что еще нужно, чтобы открыть кофейню:
- Определиться с системой налогообложения. Новичкам подойдет УСН, где меньше налог и нюансов по отечности.
- Выбрать основной код ОКВЭД, который будет указывать на вид предпринимательской деятельности. Обратите внимание, что таких кодов может быть несколько.
- Открыть банковский счет — понадобится для зарплатных выплат, закупки товаров, оплаты налоговых вычет и т. д.
- Открыть/настроить онлайн-кассу.
- Встать на учет в налоговые органы, Фонд социального страхования, Пенсионный фонд РФ.
А еще нужно заключить договор с пожарной службой и получить от нее официальное разрешение по месту прописки. Последний юридический шаг — уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности. Уведомление отправляют не раньш чем за две недели до открытия заведения.
За консультацией лучше обратиться в юридическую контору. Юрист поможет собрать всю документацию, оформить ее и зарегистрировать.
Третий шаг — выбрать место
От этого выбора зависит многое: сколько стоит аренда/покупка кофейни, какая будет концепция, проходимость и заработок.
Где можно начать бизнес:
- Бизнес-центр. Трафик зависит от заинтересованности сотрудников здания. Здесь не нужно придумывать оригинальный интерьер или меню. Люди приходят за чашкой кофе, пирожным или сэндвичем.
- Торговый центр. В ТЦ посетители будут всегда. Однако конкуренция тут повышается: фуд-корты, кафе и уже знакомые для клиентов точки.
- Центр города. Центральная часть — это всегда большой трафик. Люди спешат в офисы, магазины или просто гуляют. Но из-за большой конкуренции нужно продумать концепцию, которая бы выделяла ваше заведение на фоне остальных. Одни владельцы делают упор на дизайн, другие — разрабатывают оригинальное меню, третьи — сочетают все сразу.
- Спальный район. Размещение заведение в новом жилом комплексе гарантирует высокую проходимость. Тут следует быть готовым к конкуренции, так как на первых этажах домов может размещаться сразу несколько кофеен разного формата. Поэтому нужно постараться выделиться среди остальных кофеточек: сделать упор на качественном кофе, разнообразии напитков и позаботиться десертах, легких перекусах.
Четвертый шаг — разработать меню
Бизнес-план по открытию кофейни должен включать ассортимент продукции, которую будет реализовывать заведение. Вот несколько рекомендаций:
- Для приготовления кофе лучше брать 100% арабику. Это зерно позволяет добиться насыщенного вкуса. Если разбавлять кофе робустой, себестоимость снизится, но и продукт получится не таким вкусным, что может оттолкнуть клиентов.
- Не каждое молоко подойдет для приготовления капучино. Например, жирность продукта должна быть 3,5%. Чтобы найти действительно подходящее коровье молоко, нужно попробовать сразу несколько марок. Бывает так, что оно сворачивается при добавлении сиропа или не дает воздушную пенку при взбивании. А закупку нужно делать только у сертифицированного поставщика.
- В ассортимент можно добавить растительное и безглютеновое молоко. Такой «топинг» популярен среди тех, кто придерживается веганской диеты, не переносит продукт животного происхождения или просто любит пробовать новые вкусы.
- Сиропы станут хорошим заменителем сахара, который употребляют не все клиенты. Разнообразьте полку мятным, ванильным, кокосовым, шоколадным, клубничным, банановым сиропами. Часто вкусовые эксперименты подталкивают клиента к покупке.
- Сезонные напитки тоже могут присутствовать. Кроме того, они помогают поднять чек. Например, летом предлагайте холодный лимонный чай, айс-латте, осенью — ароматный глинтвейн, горячий шоколад, какао с миндалем.
- Кофейня — это не только про кофе, но также про возможность перекусить. Пополнить витрину можно печеньем, шоколадными батончиками, сухофруктами — для них не нужен холодильник. А вот для пирожных, тортов, сэндвичей понадобятся холодильные витрины. Также в меню можно добавить домашние пироги с ягодными, фруктовыми и мясными начинками, сырники, круассаны.
Пятый шаг — выбрать оборудование
Все, что нужно для кофейни, можно найти в каталоге Liramarket. Но перед этим определитесь, что будете продавать клиентам. Если подаете только кофе, понадобится кофемашина и кофемолка, а для продажи еды нужна холодильная витрина, морозильная камера, микроволновая печь, вафельница, тостер.
Кофемашина
Для кофеточки покупают профессиональные кофемашины Airhot, Hurakan, La Cimbali, Nuova Simonelli. Обычная рожковая машина, которую используют дома, не подойдет для заведения общепита, так как не выдержит нагрузки.
Оборудование позволяет одновременно сварить одну, две, три и даже четыре чашки ароматного кофе. Но для небольшого заведения достаточно аппарата на две чашки.
В зависимости от модели и набора опций машина приготовит эспрессо, макиато, классический латте, лунго, капучино, американо, мокко и другие напитки. Кроме того, оборудование может оснащаться встроенной кофемолкой, вспенивателем молока, и поддерживать функции подогрева чашек, автоматической очистки, регулировки температуры напитка, плотности пены и т. д.
Кофемолка
От того, как смолото зерно, зависит вкус готового напитка. Так, кофемолки позволяют получить несколько степеней помола:
- сверхтонкий — напоминает измельченную в пыль корицу;
- тонкий эспрессо;
- обычный тонкий;
- средний;
- крупный.
Для измельчения применяются специальные стальные жернова. В некоторых моделях жернова имеют титановое напыление, что увеличивает их прочность, износостойкость.
В каталоге Liramarket можно найти кофемолки Airhot, Cunill, Fiorenzato, Sirman, Macap и других брендов. За один рабочий цикл аппараты перемалывают от 0,25 до 2 кг кофейных зерен.
Холодильное оборудование
Эта категория техники понадобится для хранения полуфабрикатов и готовой еды:
- Холодильные витрины используются для выкладки, хранения и демонстрации пирожных, тортов, пирогов, шоколада, сэндвичей, бутербродов, прохладительных напитков. Популярные бренды оборудования: Abat, Carboma, Polair, Atesy, Tefcold. Больше производителей можно найти в каталоге Liramarket.
- Морозильные лари позволяют длительное время хранить замороженные полуфабрикаты: сырники, круассаны и прочие продукты, которые нужно подвергать последующей тепловой обработке.
- Холодильные шкафы применяются для хранения молока, сливок и других скоропортящихся продуктов.
- Морозильные бонеты понадобятся для кофейни, которая продает мороженое. Оборудование можно установить возле прилавка или за ним.
Тепловое оборудование
Кофейне, создаваемой с нуля, которая реализует блюда для быстрого перекуса, не обойтись без следующих видов техники:
- Тостеры — подогреют булочки, поджарят хлеб до хрустящей корочки. Мощность таких электроприборов составляет от 1,3 до 3,6 кВт. За один рабочий цикл тостеры приготовят от 4 до 16 тостов. Это отличное решение, если вы собираетесь готовить сэндвичи сами.
- Микроволновые печи — помогут быстро разогреть готовые блюда или приготовить полуфабрикаты. Объем камеры оборудования от 9 до 39 литров, мощность — от 0,9 до 5,95 кВт.
Если решите подавать сезонные напитки, обратите внимание на следующие категории электроприборов:
- Соковыжималки: для цитрусовых, шнековые, универсальные. Позволяет приготовить свежевыжатый сок из фруктов, ягод или овощей. В Liramarket можно заказать технику Eksi, Fimar, Gastrorag, JAU, RGV, Robot Coupe и других брендов.
- Миксеры для коктейлей — разновидность барного оборудования для приготовления различных видов напитков, включая молочные коктейли.
- Измельчители льда для приготовления ледяной крошки, которая используется для прохладительных напитков.
Мебель
Если формат заведения предполагает наличие посадочных мест, нужно закупить удобные стулья и столики. Мебель для HoReCa отличается высокой прочностью и износостойкостью. Если хочется эксклюзивности, можно заказать дизайнерские предметы интерьера. Цена такого оснащения будет выше, но вы получите оригинальные вещи, на 100% соответствующие концепции кофейни.
Стаканчики для кофе
Казалось бы, что стаканчик — это мелочь, которой не стоит уделять особое внимание. Однако это важная часть бизнес-плана, ведь кофе навынос всегда пользуется спросом.
Почему важно позаботиться о качестве и оформлении одноразовой посуды:
- Стакан можно брендировать: нанести логотип, контакты, слоганы, жизнеутверждающие и мемные фразы.
- Оригинальный дизайн сразу же привлекает внимание, а значит, с большей вероятностью будет мелькать в соцсетях.
Интересное оформление всегда становится частью маркетинга.
Шестой шаг — поиск персонала
Когда вы собрали все документы для открытия кофейни, получили разрешение на ведение деятельности, заключили необходимые договоры, оформили помещение, определились с меню и закупили оборудование, самое время искать сотрудников.
Кофейня — это небольшое заведение общепита. Для кофеточки на островке в торговом центре достаточно одного баристы. Если собираетесь кормить посетителей сэндвичами, разогретой в СВЧ-печи едой, нужно, чтобы работали два человека.
Баристы не только обслуживают посетителей, но и еще поддерживают чистоту на рабочем месте.
Если заведения рассчитано на 6–10 посадочных мест, понадобится помощь управляющего, который займется отчетами, продвижением бренда по рекламным каналам, закупками, организационными вопросами.
Для крупной кофейни, рассчитанной на 50 посадочных мест, нужны не только бариста, но и два повара, официанты, администратор, техперсонал, который будет мыть помещение и посуду. За бухгалтерскими услугами можно обратиться в аутсорсинговую компанию.
В первые месяцы после открытия владельцы кофеточек нередко сами варят кофе и только потом нанимают сотрудников — это распространенная практика, которая помогает быстро влиться в процесс.
Стоит ли открывать кофейню в 2024 году
Рынок переполнен предложениями, что резко повышает конкуренцию в кофейной сфере. И если речь идет о большом городе, будущему владельцу придется потратить немало сил для привлечения постоянных клиентов. Однако успех будет зависеть от концепции, формата заведения и местоположения точки. Кофе — напиток атмосферный, поэтому бизнес требует особого подхода.
А купить оборудование для кофейни можно в интернет-магазине Liramarket. Техника сертифицирована, имеет гарантию производителя — 1 год. Заказы доставляются по всей России, оплата производится на расчетный счет компании.
Если не знаете, какую кофемашину или кофемолку выбрать для своего бизнеса, позвоните нам или оставьте онлайн-заявку. Консультанты предоставят подробную информацию о каждой модели оборудования, подберут лучшее для вас решение.